Авгушевич И.В., Сидорук Е.И., Броновец Т.М.
Стандартные методы испытания углей. Классификации углей

#

Вернуться к оглавлению

Глава 3

СТАНДАРТИЗАЦИЯ МЕТОДОВ ИСПЫТАНИЯ УГЛЕЙ

§ 3.3 Национальная система технического регулирования

Государственная система стандартизации просуществовала до 2003 г. и была заменена национальной системой технического регулирования, сформулированной в Федеральном законе «О техническом регулировании» [8, 9].

Основной целью принятия закона было сближение национального законодательства России в области технического hегулирования (стандартизации, оценки соответствия, аккредитации) с международным законодательством в этой области [9].

В последние годы в связи с глобализацией торговых отношений в мире активно шли процессы модернизации законодательств в области технического регулирования. В этой работе участвовали ИСО, Всемирная торговая организация (ВТО), Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), организации Европейского Союза (ЕС). В результате деятельности этих международных и региональных организаций к началу XXI в. сложилась система технического регулирования, в основе которой лежат Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле, рекомендации ЕЭК ООН, директивы ЕС и международные стандарты.

Присоединение России к мировой системе технического регулирования объясняется заинтересованностью в создании условий для эффективного продвижения российских товаров на мировые рынки и в развитии добросовестной конкуренции.
Начиная с 2003 г. в России происходит становление национальной системы технического регулирования, которое заключается в том, что требования Федерального закона о техническом регулировании вводятся в законодательство и практическую деятельность.

Система технического регулирования включает два уровня нормативных документов:
• технические регламенты, в которых сформулированы обязательные
требования к безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации,
хранению, перевозке, реализации и утилизации;
• национальные стандарты, которые регламентируют добровольные требования к продукции
и методам ее испытания. Стандарты являются инструментами, обеспечивающими выполнение
требований технических регламентов.

В Федеральном законе «О техническом регулировании» установлены следующие типы
документов по стандартизации:
• национальные стандарты (ГОСТ Р);
• правила (ПР), нормы (Н) и рекомендации (Р);
• общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
• стандарты организаций (СТО).

Стандартизация обеспечивает повышение уровня безопасности и конкурентоспособности продукции,
способствует научно-техническому прогрессу, ресурсосбережению, технической и информационной
совместимости, а также принципам взаимозаменяемости. Стандартизация является важнейшим
механизмом устранения технических барьеров в международной торговле.

Реформирование государственной системы стандартизации в национальную систему
технического регулирования происходит путем гармонизации российского законодательства
в области стандартизации с международным законодательством в этой области и
гармонизации национальных стандартов с требованиями международных или региональных
стандартов. Эта деятельность направлена на реализацию статьи 12 Федерального закона
«О техническом регулировании», в которой регламентирован принцип разработки
национальных стандартов на основе применения международных стандартов.

Прежде всего были разработаны организационно-методические основополагающие
стандарты, устанавливающие задачи, основные принципы и правила проведения
работ по национальной стандартизации. В основу этих стандартов были положены
нормативные положения международных документов, разработанных ИСО.
В настоящее время введены в действие основополагающие национальные стандарты
системы «Стандартизация в Российской Федерации»:
ГОСТ Р 1.0–2012 «Основные положения»;
ГОСТ Р 1.1–2013 «Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности»;
ГОСТ Р 1.2–2016 «Стандарты национальные Российской Федерации.
Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены»;
ГОСТ Р 1.4–2004 «Стандарты организаций. Общие положения»;
ГОСТ Р 1.5–2012 «Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения»;
ГОСТ Р 1.7–2014 «Стандарты национальные. Правила оформления и обозначения при
разработке на основе применения международных стандартов»;
ГОСТ Р 1.8–2011 «Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации
работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения»;
ГОСТ Р 1.9–2004 «Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации.
Изображение. Порядок применения»;
ГОСТ Р 1.10–2004 «Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации.
Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены»;
ГОСТ Р 1.12–2004 «Термины и определения»;
ГОСТ Р 1.13–2004 «Уведомления о проектах документов в области стандартизации.
Общие требования»;
ГОСТ Р 1.14–2009 «Программа разработки национальных стандартов.
Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией»;
ГОСТ Р 1.15–2009 «Службы стандартизации в организациях. Правила создания и функционирования»;
ГОСТ Р 1.16–2011 «Стандарты национальные предварительные. Правила разработки,
утверждения, применения и отмены».

Введение в действие этих стандартов привело к тому, что процедуры
подготовки, разработки и принятия стандартов оказались полностью гармонизированными
с правилами Кодекса общепринятой практики Соглашения по техническим барьерам в торговле ВТО.

Дальнейшая гармонизация национальных стандартов происходит в соответствии
с ГОСТ Р 1.7–2014, в котором изложены правила разработки и оформления стандартов
на основе применения международных стандартов.

Для достижения информационной совместимости в области стандартизации был разработан
и введен в действие Общероссийский классификатор стандартов (ОКС), гармонизированный
с Международным классификатором стандартов (МКС). Общероссийский классификатор
стандартов входит в состав Единой системы классификации и кодирования
технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.

Объектами классификации ОКС являются стандарты и другие нормативные и технические документы.

Классификатор предназначен для построения указателей, каталогов, баз данных
по международным, межгосударственным и национальным стандартам, обеспечивающих
распространение информации и документов в национальном, межгосударственном
и международном масштабах.

ОКС устанавливает коды и наименования классификационных группировок в соответствии
со следующей структурой: раздел, группа, подгруппа. В разделе классифицируются
предметные области стандартизации, далее идут коды групп и подгрупп, например,
раздел 75 – Добыча и переработка нефти, газа и смежные производства, группа 160 – Топливо,
подгруппа 010 – Твердое топливо.

В информационных данных стандартов указывается код по ОКС, например,
ГОСТ 9326–2002 «Топливо твердое минеральное. Методы определения хлора». ОКС 75.160.010.
В результате введения в действие ОКС, гармонизированного с МКС,

Указатель национальных стандартов и Указатель международных стандартов
ИСО оказались построенными по единому принципу и под одинаковыми номерами разделов
расположены стандарты, относящиеся к одной и той же тематике.

В табл. 3.2 приведены коды ОКС (МКС), которые относятся к таким объектам,
как горное дело, угольная промышленность, твердое топливо, методы испытания
твердого минерального топлива.

#

#

Вернуться к оглавлению

testcoals.ru 2019