За годы, прошедшие между двумя изданиями настоящей книги, в результате появления многочисленных критических статей произошла существенная переоценка Федерального закона «О техническом регулировании», которая выразилась в принятии нескольких Федеральных законов с общим названием «О внесении изменений в ФЗ № 184». Изменения касались большинства статей Закона, в том числе статьи 13 «Документы в области стандартизации». Затем эти изменения были регламентированы в ГОСТ Р 1.0–2012.
В настоящее время основными документами национальной системы стандартизации являются национальные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р) и межгосударственные стандарты, действующие в качестве национальных на территории России (ГОСТ).
Стандарты на методы отбора, приготовления и анализа проб углей, необходимые для общей физико-химической характеристики и оценки потребительских свойств углей, входят в систему национальной стандартизации методов испытаний твердых топлив. Стандарты этой системы объединены единой терминологией, общими обозначениями, формой изложения и одинаковым подходом к методике измерений. Общеизвестные стандартные методы анализа углей были проверены, одобрены и получили широкое распространение в углехимических лабораториях предприятий угольной промышленности России и стран СНГ.
Стандарты национальной системы были гармонизированы с требованиями международных стандартов ИСО, причем абсолютное большинство – с модифицированной степенью соответствия. Необходимость в модификации национальных стандартов при проведении гармонизации объясняется тем, что в отличие от стандартов ИСО:
– действующие национальные стандарты на методы испытаний учитывают разнообразие и особенности углей России и стран СНГ, а также требования угольной промышленности этих стран;
– действующие национальные стандарты являются документами прямого действия, т. е. операторы используют их непосредственно для проведения испытаний топлив;
– в действующих национальных стандартах обозначения показателей качества углей и индексов к ним унифицированы.
Работу по созданию и актуализации национальных стандартов Российской Федерации по-прежнему проводит Технический комитет по стандартизации «Твердое минеральное топливо» (ТК 179).
После создания Таможенного союза к разработке межгосударственных стандартов на методы испытаний твердых топлив подключились стандартизаторы Республики Казахстан. При проведении гармонизации межгосударственных стандартов с требованиями между народных стандартов они без согласования с ТК 179 изменили степень соответствия с модифицированной на идентичную, представив для голосования в МГС аутентичные переводы стандартов ИСО. Применение в углехимических лабораториях аутентичных переводов стандартов ИСО в качестве межгосударственных стандартов вызывает много вопросов у исполнителей.
В результате действий национального органа по стандартизации Республики Казахстан были нарушены единые принципы функционирования системы национальной стандартизации в области методов испытаний твердых топлив.
В идентичных стандартах отсутствуют «дополнительные положения, учитывающие потребности национальных экономик стран СНГ и/ или особенности межгосударственной стандартизации».
Введение в действие таких стандартов на территории России нежелательно, так как это затрудняет работу углехимических лабораторий. Например, в стандартах ИСО отсутствует метод определения аналитической влаги в каменных углях высушиванием на воздухе, а определение этого показателя высушиванием в токе азота в условиях лабораторий шахт или обогатительных фабрик усложняет анализ и является неэффективным.
Российские стандартизаторы отказались согласовывать идентичные межгосударственные стандарты, подготовленные ТК 6 Казахстана, и Росстандарт проголосовал против их принятия. В соответствии с ГОСТ Р 1.0–2012 (п. 8.5) национальный орган по стандартизации Российской Федерации может в одностороннем порядке проголосовать против принятия межгосударственного стандарта или принять решение о прекращении применения межгосударственного стандарта на территории России.
В ГОСТ Р 1.8–2011 предусмотрены действия национального органа по стандартизации в случае возникновения подобной ситуации: «5.12 Если межгосударственный стандарт принят национальными органами по стандартизации других государств, а национальный орган Российской Федерации по стандартизации проголосовал против принятия этого стандарта в данной редакции, то национальный орган Российской Федерации по стандартизации может принять решение о разработке на основе данного межгосударственного стандарта проекта национального стандарта Российской Федерации, в котором должны быть учтены ее национальные интересы… При этом соблюдают правила оформления модифицированных стандартов, установленные в ГОСТ Р 1.7 (раздел 7)».
В настоящее время в системе национальной стандартизации в области испытаний твердого топлива сложилась непростая ситуация. ТК 6 Казахстана подготовил, а МГС принял более 15 идентичных межгосударственных стандартов на основные методы испытаний углей (ГОСТ ISO). На территории России эти стандарты не действуют, так как Росстандарт проголосовал против их принятия. Взамен их были подготовлены и приняты гармонизированные национальные стандарты (ГОСТ Р) с модифицированной степенью соответствия.
Такая политика стандартизаторов Казахстана привела к разрушению действующей системы стандартизации в области методов испытаний твердых топлив. Работать со стандартами на методы испытаний твердых топлив стало трудно, так как одни и те же показатели качества определяют в России и странах СНГ по разным нормативным документам.
Для примера в табл. 3.3 и 3.4 приведены стандарты на методы определения некоторых показателей качества, действующие на территории России и в странах СНГ на 1 января 2019 года.
Из табл. 3.3 и 3.4 видно, что степень соответствия национальных и межгосударственных стандартов, действующих в России – модифицированная, а в странах СНГ – идентичная стандартам ИСО. Это отличие является принципиальным, так как во многих случаях изменяет сущность методов.
В результате сложившейся ситуации стандартизаторы России вынуждены при разработке ГОСТов приводить в ссылочных документах стандарты, которые не действуют в РФ, и каждый раз давать сноску на соответствующий действующий национальный стандарт (ГОСТ Р). Все это не улучшает систему стандартизации и создает трудности для углехимиков.
В настоящее время ТК 6 Казахстана продолжает вводить в действие аутентичные переводы стандартов ИСО в качестве межгосударственных стандартов (ГОСТ ISO), а ТК 179 РФ одновременно включает в программу национальной стандартизации (ПНС) разработку межгосударственных и национальных стандартов на основе применения международных стандартов, гармонизированных с модифицированной степенью соответствия (Прим. 1).
Примечание (1) Исключением являются два основополагающих общетехнических стандарта, регламентирующих термины и обозначения показателей – ГОСТ 17070, ГОСТ 27313. Эти не гармонизированные стандарты были разработаны на основе применения международных стандартов с неэквивалентной степенью соответствия.Среди тем, предложенных в ПНС 2016 и 2017 годов по ТК 179, были темы, касающиеся разработки следующих четырех гармонизированных межгосударственных стандартов на методы испытания угольной продукции:
• «Топливо твердое минеральное. Выбор методов определения микроэлементов». Разработка ГОСТ на базе ГОСТ Р 54239–2010 и на основе ISO 23380:2013 (MOD);
• «Топливо твердое минеральное. Элементный анализ». Разработка ГОСТ на базе ГОСТ Р 53355–2009 и на основе ISO 17247:2013 (MOD);
• «Топливо твердое минеральное. Метод определения минерального вещества». Разработка ГОСТ на базе ГОСТ 29086–91 и на основе ISO 602:2015 (MOD);
• «Угли каменные. Метод определения коэффициента размолоспособности по Хардгрову». Разработка ГОСТ на базе ГОСТ 15489.2–93 и на основе ISO 5074:2015 (MOD).
Одновременно ТК 6 Казахстана запланировал разработку межгосударственных стандартов, идентичных стандартам ИСО. Несогласованность действий национальных органов по стандартизации России и Казахстана привела к серьезным проблемам с выполнением программ по стандартизации 2016–2017 гг.
Было принято ошибочное решение заменить проекты модифицированных межгосударственных стандартов на неэквивалентные. Неэквивалентные стандарты не считаются гармонизированными по отношению к международным стандартам, а для сертификации угольной продукции и для устранения технических барьеров в торговле углем недопустимо применение негармонизированных стандартов.
В настоящее время это решение отменено в отношении первых трех из вышеперечисленных стандартов, и в действие введены модифицированные национальные стандарты (ГОСТ Р).
В России и странах СНГ в последние годы произошла смена поколений стандартизаторов в области методов испытаний твердых топлив.
Из лабораторий ушли высококвалифицированные химики-аналитики, которые одновременно являлись разработчиками стандартов (Прим. 2).
Примечание (2) Основоположниками стандартизации в области методов испытания углей были:Ранее эти авторитетные профессионалы создали систему национальной стандартизации в области анализа угольной продукции, не уступающую по своему уровню таким известным в мире системам, как ASTM D в США, AS в Австралии и ИСО.
Процесс ухода опытных стандартизаторов совпал с ликвидацией в Российской Федерации трех основных методических центров по разработке стандартов на методы испытания угольной продукции: в Институте обогащения твердых топлив (ИОТТ, г. Люберцы, Московская обл.), Всероссийском теплотехническом институте (ВТИ, г. Москва) и в Институте горючих ископаемых (ИГИ, г. Москва) в связи с его полным уничтожением.
В оставшихся институтах, где сохранилось такое направление деятельности, как исследование состава и свойств углей (ВУХИН, СибНИИ углеобогащение), объем работ по стандартизации значительно сократился.
В последние годы к работам по стандартизации методов испытаний твердых топлив и продуктов их переработки подключились сотрудники Московского государственного горного университета (МГГУ) и Национального исследовательского технологического университета МИСиС.
Раньше смена поколений происходила естественным путем, и старшее поколение успевало научить молодых сотрудников основам анализа и стандартизации. Сейчас «прервалась связь времен», и поэтому над стандартами зачастую работают сотрудники, которым не хватает знаний в области углехимии, практики проведения испытаний и опыта в области стандартизации. Это заметно по качеству стандартов, которые подготавливают в этих организациях. Ниже для примера приведено несколько таких стандартов.
1. ГОСТ Р 55961–2014 «Уголь активированный. Стандартный метод определения фракционного состава», гармонизированный с ASTM D2862– 10 «Standard test method for particle size distribution of granular activated carbon» («Стандартный метод определения гранулометрического состава гранулированного активированного угля»).
Название ГОСТ Р 55961 не соответствует его содержанию, а также содержанию и заглавию ASTM D2862. В ГОСТ Р 55961 регламентирован ситовой метод определения гранулометрического состава активированного угля. По всему тексту стандарта применяют неверный термин «ситовая фракция», его следует заменить на термин «класс крупности» (ГОСТ 17070).
Перевод ASTM D2862–10 сделан с большим количеством ошибок и плохо отредактирован, поэтому при валидации (освоении) метода у операторов в лаборатории возникает много вопросов.
2. ГОСТ 33654–2015 «Угли бурые, каменные и антрацит. Общие требования к методам анализа».
Документ с таким названием, по существу, не является стандартом на методы анализа. По содержанию – это учебное пособие типа «Техника лабораторных работ». В приложениях (от А до Д) изложены общие требования к контролю качества методов и стабильности результатов анализа.
В стандартах на конкретные методы испытания устанавливаются требования к методу анализа, обязательные к выполнению (ГОСТ 1.1–2002, п. 5.7; ГОСТ 1.5–2001, п. 7.9). Такой стандарт является документом прямого действия, поэтому в нем регламентировано все, что необходимо для проведения испытания: нормативные ссылки, реактивы, материалы, аппаратура, методика, вычисление результатов, прецизионность метода.
При рутинной работе в углехимических лабораториях рекомендации общего характера, приведенные в ГОСТ 33654–2015, обычно не используются. При разработке и освоении методов анализа для расчетов, связанных с контролем качества метода и с оценкой компетентности лаборатории, целесообразно пользоваться исходными нормативными документами, а не их сокращенным изложением в ГОСТ 33654.
3. В 2017 году были введены в действие шесть новых национальных стандартов на угольную продукцию: твердые топлива, брикеты каменноугольные, отходы добычи и обогащения углей, золы уноса и высокоминерализованная угольная пыль. Стандарты были разработаны в МИСиС и внесены ТК 179.
ГОСТ Р 57012–2016 «Стандартная практика по определению признаков окисления и самовозгорания углей» «устанавливает общие требования к определению признаков окисления и самовозгорания». Основными признаками окисления углей являются изменения показателей качества углей. В ГОСТ Р 57012 перечислены показатели и их качественные изменения, свидетельствующие о признаках окисления и самовозгорания, а также стандартные методы определения этих показателей.
В стандарте не приведены количественные характеристики изменения свойств углей при окислении. Использовать ГОСТ Р 57012 на практике невозможно. Стандарт не пригоден для практического применения.
Стандарт на продукцию, в котором отсутствуют количественные показатели, не отвечает требованиям, регламентированным в ГОСТ 1.5–2001, п. 7.2.
ГОСТ Р 57017–2016 «Общее руководство по определению сроков хранения углей» «распространяется на… угольную продукцию, которая используется как энергетическое топливо на тепловых электростанциях… и устанавливает общие требования по определению сроков хранения угольной продукции в зависимости от изменения ее качественных характеристик». На практике «периодичность проверки качества топлива и окончания сроков хранения определяется потребителем в соответствии с нормативной или технологической документацией предприятия».
Приведены показатели качества, определяющие изменение угольной продукции при хранении, в том числе, показатель спекаемости, хотя это свойство отсутствует в энергетических углях.
В ГОСТ Р 57017 не приведены конкретные количественные характеристики изменения свойств углей при хранении. Поэтому такой стандарт не может служить общим руководством по определению сроков хранения углей.
ГОСТ Р 57011–2016 «Отходы добычи и обогащения углей. Классификация». На основе многолетних научных и статистических исследований в Институте горючих ископаемых под руководством проф. М. Я. Шпирта была разработана общая классификация углеотходов, как сырья для промышленного использования [10].
Разработка стандарта на классификацию отходов – явление положительное, но стандарт был подготовлен без участия, и даже без консультаций с авторами классификации, что отрицательно сказалось на содержании документа.
Классификация построена по кодовому принципу, т. е. отходы характеризуются кодовым числом, которое представляет собой сочетание кодов, обозначающих диапазоны параметров в соответствии с принятой системой кодирования. Значения параметров в кодовом числе располагают в строго определенной последовательности. Между ГОСТ Р 57011 и классификацией ИГИ на углеотходы [10] имеются следующие существенные отличия:
– в таблицах ГОСТ Р 57011 отсутствует указание на расположение цифр кода;
– отсутствует параметр радиоактивности;
– в классификации ИГИ позиции кода обозначают цифрами, а в ГОСТ Р 57011 – символами («индексами»).
Необходимо доработать стандарт, согласовав его положения со специалистами и авторами классификации.
В связи с принятием Федерального закона «О техническом регулировании» (2003) было неправильно интерпретировано понятие о добровольном характере стандартов. Вопросы развития стандартизации отошли на второй план. Этому способствовали отставание и развал отечественной промышленности и науки в последние годы.
Однако специалисты в области стандартизации считали необходимым принять новый закон «О стандартизации» и исподволь готовились к этому. Можно с уверенностью сказать, что работа над законодательной базой в области стандартизации продолжалась все эти годы.
В настоящее время принята «Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года», одобренная распоряжением Правительства РФ от 24.09.2012 г. № 176- р.
Подготовлен и принят (29.06.2015 г.) Федеральный закон № 162 ФЗ
«О стандартизации в Российской Федерации» [11].
В настоящую главу включено Приложение, в котором изложены рекомендации по разработке национальных и межгосударственных стандартов на основе применения международных стандартов. Это Приложение написано для стандартизаторов, разрабатывающих гармонизированные стандарты на методы испытания угольной продукции. В Приложении показано, что если в дальнейшем не будет достигнуто согласие между ТК 179 РФ и ТК 6 Казахстана по поводу степени соответствия гармонизированных стандартов, следует продолжать разрабатывать национальные стандарты, гармонизированные с требованиями международных стандартов ИСО с модифицированной степенью соответствия.